Выражение "Курение убивает" можно увидеть в каждом супермаркете и на каждой пачке сигарет. Сегодня про потенциальные последствия курения знают все, но немногие из тех, кто курит, очередной раз зажигая сигарету, об этих последствиях вспоминают и искренне желают эту привычку бросить. Ещё меньше людей задумываются над тем, каким образом табачные компании привлекают новых потребителей и с помощью каких технологий они продвигают товар, приближающий людей к смерти.
По данным "Глобального опроса взрослого населения по потреблению табака" (GATS), в 2010 году в Украине доля взрослых от 15 лет и более, курящих табак, составила 28,8%, или примерно 11,5 миллиона населения. В общем, табак употребляют около 9,1 млн мужчин и 2,5 млн женщин.
Из тех, кто каждый день курит, около 60% мужчин выкуривают 16 и более сигарет за день. У женщин количество выкуренных сигарет немного меньше: 63,8% женщин, которые курят каждый день, выкуривают менее 11-ти сигарет ежедневно.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно табак уносит жизни 5 млн человек, и если нынешние тенденции не будут взяты под контроль, то 500 млн человек вскоре умрут от болезней, связанных с курением.
Среди побудительных мотивов, которые приводят человека к сигарете, эксперты выделяют основные: психические расстройства и агрессивные маркетинговые кампании табачных предприятий, которые создают положительный образ курения в обществе и замалчивают или умаляют распространение информации о последствиях курения.
Курение антистрессовое средство или замкнутый стрессовый круг?
Менеджеры и предприниматели, работники различных профессий и студенты часто работают или учатся в условиях дефицита времени, ненормированного рабочего дня, переживают давление со стороны подчинённых, руководителей и клиентов. Неясность последствий принятия решений заставляет их идти на риск. Они почти постоянно находятся в стрессовом состоянии. При таких условиях тысячи и миллионы курящих говорят: "Я так напряженно работаю, мой единственный отдых покурить" или "С такой жизнью, как у меня, невозможно не закурить".
Но это мнение, считают психологи, связано с определённой иллюзией относительно курения.
Психологи обосновали механизмы, лежащие в основе этого "расслабления". В целом это выглядит следующим образом. Эффект расслабления и отдыха создаётся прямым тормозящим действием табачных ядов на наиболее важные части нервной системы. Вместе с тем, химические элементы табачного дыма, попадая в кровь, приводят к выбросу глюкозы из печени, благодаря чему притупляется чувство голода и на некоторое время появляется чувство комфорта, которое курящий трактует как расслабление.
Иными словами, человек, который с помощью курения пытается избежать эмоционального стресса, не только бесполезно истощает резервы своего организма, но и постепенно наживает новый источник стресса отсутствие сигареты, так как он уже не способен расслабиться без неё. Образуется замкнутый круг: и появление, и прекращение стресса происходят из-за курения.
Объясняется это тем, что снятие эмоциональной напряжённости и расслабление имеют характер рефлекса, который вырабатывается в результате курения. Этот рефлекс закрепляется до такой степени, что, оставшись без табака, курящий испытывает чувство раздражения и тревоги. А чтобы от этого избавиться, ему просто нужно закурить. Отсюда вывод, что чувство раздражения и напряжённости связано у курящего просто с самой привычкой к курению, а не с особенностями характера.
Такого же эффекта отдыха и снятия стресса можно достичь, если прогуляться на свежем воздухе, занять себя каким-либо творческим делом или сделать физические упражнения.
Маркетинговое давление в обход последствий курения
Ежегодно миллионы клиентов табачной промышленности умирают от болезней, связанных с табаком, или бросают курить. И для того, чтобы выжить, табачная промышленность должна найти им замену с помощью агрессивных маркетинговых кампаний, которые имеют своей целью повлиять на психику местного населения с помощью создания положительного имиджа курения и подавления информации о последствиях курения, говорится в отчёте ВОЗ "О глобальной табачной эпидемии".
Так, табачные компании, по данным ВОЗ, тратят сотни миллионов долларов на спонсорство спортивных мероприятий, команд и спортсменов. Многие спортивные события, которые они спонсируют, транслируются на весь мир и освещаются в передовых газетах и журналах мира. Спонсорство спортивных мероприятий увеличивает общее социальное принятие употребления табака и создаёт ложное впечатление о взаимосвязи между спортивными достижениями и курением.
Табачные компании платят всемирно известным музыкантам, которые пользуются популярностью среди молодёжи, за их выступления на целевых рынках. Таким образом, они создают важную связь между музыкальными знаменитостями и табачными брендами. Табачная промышленность также является основным источником финансирования культурных мероприятий и выступлений классических групп во всем мире, вследствие чего торговые знаки изображаются в роли благотворителей выступлений и концертов.
Авторы отчёта 2009 года о последствиях курения, названного недвусмысленно "Как продают смерть", рассказывают, что в Украине самым масштабным по размаху примером спонсорства табачных кампаний стал концерт группы Esthetic Education, состоявшийся 2 октября 2008 г. в Киеве. Организаторы обещали, что зрители смогут обменять свои собственные рисунки на билеты непосредственно у входа а вместо этого на входе представители спонсора концерта компании Philip Morris табачного бренда Chesterfield требовали показать не художественное произведение, а две пачки сигарет.
Табачная продукция обычно размещена в супермаркетах рядом с продуктами ежедневного потребления, например, конфетами, безалкогольными напитками и журналами. Это заставляет человека забыть или проигнорировать информацию, которую он раньше слышал, о последствиях курения, и усиливает мнение о том, что табачная продукция нормальный, безвредный продукт, говорится в отчёте.
Женщины, дети и сигареты
Несмотря на то, что табачные компании утверждают, будто они не направляют свою деятельность на определённые группы, они уже давно поняли важность привлечения детей и женщин к развитию рынка табачной промышленности.
Они создали наиболее агрессивные и изощрённые маркетинговые кампании в истории для того, чтобы повлиять на молодых девушек, подавая употребление табака как способ раскрепощения, независимости и сексуальности.
Созданы женские марки сигарет, такие как "Glamour" и "Voguex", и особо тонкие, лёгкие, красочные, сигареты розового цвета, ментоловые сигареты и т. д.
Патологические последствия курения
Курение увеличивает риск наступления внезапной смерти и развития атеросклероза, что, в свою очередь, усиливает риск омертвления ткани и ампутации конечностей.
У курящих женщин, принимающих оральные контрацептивы, чаще встречаются случаи ишемической болезни сердца. Исследовано, что среди курильщиков чаще встречается язва желудка и двенадцатиперстной кишки, более того, в случае такой язвы опасность летального исхода у курящих выше, чем у некурящих.
Кроме того, беременная женщина, которая курит, нередко рождает слабых и нездоровых детей. Установлено, что концентрация никотина, бензопирена, угарного газа и других вредных веществ, попадающих из сигареты в организм беременной женщины, в организме плода становится значительно выше, чем в крови матери, что негативным образом сказывается на развитии и росте ребёнка в будущем.
Последствия курения: сокращение жизни
50 лет назад английский Совет по медицинским исследованиям впервые обосновал в своём научном докладе, что курение может вызвать рак лёгких. Тогда же, в 1951 г., английские медики во главе с Ричардом Долом поставили себе целью сравнить последствия курения для мужчин, у которых привычка была сформирована в разные периоды времени, и определить степень снижения риска, если люди бросают курить в том или ином возрасте.
На это исследование ушло ровно 50 лет с 1951 по 2001 годы, а участниками стали 34 439 мужчин, родившихся в период между 1900 и 1930 годами.
Как показало это исследование, никотиновая страсть, так или иначе, закончилась смертельным исходом почти для половины всех курильщиков. Четверть умерли в среднем возрасте, от 35 до 69 лет. Непосредственными причинами их смерти стали рак, болезни сердца и инфаркт. Отказ от курения в 60, 50, 40 или 30 лет продлило жизни экс-курильщикам, соответственно, на 3, 6, 9 и 10 лет.
Конечно, несмотря на то, что каждая пачка сигарет напоминает про последствия курения, бросить курить не так просто. Но в любом случае, хорошее начало половина дела. Чтобы защитить себя от "никотиновой эпидемии" XXI века и сохранить своё здоровье, важно понимать, что табачные компании, пропагандируя положительный имидж курения, намеренно продвигают "смерть", одевая на людей аркан никотиновой зависимости, и наживают капитал на нашем здоровье.
По материалам источников: "The Epoch Times Украина"
Последние новости
● Ульяновский невролог Диляра Гимальдинова рассказала о вреде курения электронных сигарет
● Тольяттинца будут судить за хранение поддельного табака стоимостью 18 млн рублей
● Ученые подсчитали, на сколько минут каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь
● Cжечь себя. Врач назвал виды рака, развивающиеся от табака и алкоголя
● Какой вред курение наносит здоровью
● У саратовцев изъяли контрафактный табак на 40 млн рублей. Дело в суде
● Доля незаконного оборота табака в Санкт-Петербурге существенно снизилась
● Депутаты намерены полностью запретить продажу вейпов
● В Волгограде супругам, торговавшим "левыми" сигаретами, грозит до 6 лет колонии
● В Дагестане изъяли немаркированный табак на 92 млн рублей
● 266 тысяч пачек нелегальных сигарет выявили новосибирские таможенники
● В Пензе на нелегальном предприятии изъяли сигареты на 17,8 млн рублей
● За сбыт контрафактных сигарет на 18 млн рублей осудят жителя Удмуртии
● Шипуновские бизнесмены осуждены за незаконный оборот алкоголя и табака почти на 5 млн
● За продажу вейпов детям введут уголовную ответственность – депутат ГД РФ
● Тюменский психолог рассказала, как помочь подросткам отказаться от вейпов
● Исследование: Отказ от курения полезен в любом возрасте
● Врач-нарколог ответил на главный вопрос курильщиков
● Мурашко: курение среди 15-летних и старше уменьшилось до 18%
● В Госдуме хотят усложнить для студентов доступ к табаку и вейпам