Последствия курения, или Как продают смерть

Евгений Довбуш :: 06 декабря 2010

Выражение "Курение убивает" можно увидеть в каждом супермаркете и на каждой пачке сигарет. Сегодня про потенциальные последствия курения знают все, но немногие из тех, кто курит, очередной раз зажигая сигарету, об этих последствиях вспоминают и искренне желают эту привычку бросить. Ещё меньше людей задумываются над тем, каким образом табачные компании привлекают новых потребителей и с помощью каких технологий они продвигают товар, приближающий людей к смерти.

По данным "Глобального опроса взрослого населения по потреблению табака" (GATS), в 2010 году в Украине доля взрослых от 15 лет и более, курящих табак, составила 28,8%, или примерно 11,5 миллиона населения. В общем, табак употребляют около 9,1 млн мужчин и 2,5 млн женщин.

Из тех, кто каждый день курит, около 60% мужчин выкуривают 16 и более сигарет за день. У женщин количество выкуренных сигарет немного меньше: 63,8% женщин, которые курят каждый день, выкуривают менее 11-ти сигарет ежедневно.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно табак уносит жизни 5 млн человек, и если нынешние тенденции не будут взяты под контроль, то 500 млн человек вскоре умрут от болезней, связанных с курением.

Среди побудительных мотивов, которые приводят человека к сигарете, эксперты выделяют основные: психические расстройства и агрессивные маркетинговые кампании табачных предприятий, которые создают положительный образ курения в обществе и замалчивают или умаляют распространение информации о последствиях курения.

Курение – антистрессовое средство или замкнутый стрессовый круг?

Менеджеры и предприниматели, работники различных профессий и студенты часто работают или учатся в условиях дефицита времени, ненормированного рабочего дня, переживают давление со стороны подчинённых, руководителей и клиентов. Неясность последствий принятия решений заставляет их идти на риск. Они почти постоянно находятся в стрессовом состоянии. При таких условиях тысячи и миллионы курящих говорят: "Я так напряженно работаю, мой единственный отдых – покурить" или "С такой жизнью, как у меня, невозможно не закурить".

Но это мнение, считают психологи, связано с определённой иллюзией относительно курения.

Психологи обосновали механизмы, лежащие в основе этого "расслабления". В целом это выглядит следующим образом. Эффект расслабления и отдыха создаётся прямым тормозящим действием табачных ядов на наиболее важные части нервной системы. Вместе с тем, химические элементы табачного дыма, попадая в кровь, приводят к выбросу глюкозы из печени, благодаря чему притупляется чувство голода и на некоторое время появляется чувство комфорта, которое курящий трактует как расслабление.

Иными словами, человек, который с помощью курения пытается избежать эмоционального стресса, не только бесполезно истощает резервы своего организма, но и постепенно наживает новый источник стресса – отсутствие сигареты, так как он уже не способен расслабиться без неё. Образуется замкнутый круг: и появление, и прекращение стресса происходят из-за курения.

Объясняется это тем, что снятие эмоциональной напряжённости и расслабление имеют характер рефлекса, который вырабатывается в результате курения. Этот рефлекс закрепляется до такой степени, что, оставшись без табака, курящий испытывает чувство раздражения и тревоги. А чтобы от этого избавиться, ему просто нужно закурить. Отсюда вывод, что чувство раздражения и напряжённости связано у курящего просто с самой привычкой к курению, а не с особенностями характера.

Такого же эффекта отдыха и снятия стресса можно достичь, если прогуляться на свежем воздухе, занять себя каким-либо творческим делом или сделать физические упражнения.

Маркетинговое давление в обход последствий курения

Ежегодно миллионы клиентов табачной промышленности умирают от болезней, связанных с табаком, или бросают курить. И для того, чтобы выжить, табачная промышленность должна найти им замену с помощью агрессивных маркетинговых кампаний, которые имеют своей целью повлиять на психику местного населения с помощью создания положительного имиджа курения и подавления информации о последствиях курения, говорится в отчёте ВОЗ "О глобальной табачной эпидемии".

Так, табачные компании, по данным ВОЗ, тратят сотни миллионов долларов на спонсорство спортивных мероприятий, команд и спортсменов. Многие спортивные события, которые они спонсируют, транслируются на весь мир и освещаются в передовых газетах и журналах мира. Спонсорство спортивных мероприятий увеличивает общее социальное принятие употребления табака и создаёт ложное впечатление о взаимосвязи между спортивными достижениями и курением.

Табачные компании платят всемирно известным музыкантам, которые пользуются популярностью среди молодёжи, за их выступления на целевых рынках. Таким образом, они создают важную связь между музыкальными знаменитостями и табачными брендами. Табачная промышленность также является основным источником финансирования культурных мероприятий и выступлений классических групп во всем мире, вследствие чего торговые знаки изображаются в роли благотворителей выступлений и концертов.

Авторы отчёта 2009 года о последствиях курения, названного недвусмысленно "Как продают смерть", рассказывают, что в Украине самым масштабным по размаху примером спонсорства табачных кампаний стал концерт группы Esthetic Education, состоявшийся 2 октября 2008 г. в Киеве. Организаторы обещали, что зрители смогут обменять свои собственные рисунки на билеты непосредственно у входа – а вместо этого на входе представители спонсора концерта компании Philip Morris – табачного бренда Chesterfield – требовали показать не художественное произведение, а две пачки сигарет.

Табачная продукция обычно размещена в супермаркетах рядом с продуктами ежедневного потребления, например, конфетами, безалкогольными напитками и журналами. Это заставляет человека забыть или проигнорировать информацию, которую он раньше слышал, о последствиях курения, и усиливает мнение о том, что табачная продукция – нормальный, безвредный продукт, говорится в отчёте.

Женщины, дети и сигареты

Несмотря на то, что табачные компании утверждают, будто они не направляют свою деятельность на определённые группы, они уже давно поняли важность привлечения детей и женщин к развитию рынка табачной промышленности.

Они создали наиболее агрессивные и изощрённые маркетинговые кампании в истории для того, чтобы повлиять на молодых девушек, подавая употребление табака как способ раскрепощения, независимости и сексуальности.

Созданы женские марки сигарет, такие как "Glamour" и "Voguex", и особо тонкие, лёгкие, красочные, сигареты розового цвета, ментоловые сигареты и т. д.

Патологические последствия курения

Курение увеличивает риск наступления внезапной смерти и развития атеросклероза, что, в свою очередь, усиливает риск омертвления ткани и ампутации конечностей.

У курящих женщин, принимающих оральные контрацептивы, чаще встречаются случаи ишемической болезни сердца. Исследовано, что среди курильщиков чаще встречается язва желудка и двенадцатиперстной кишки, более того, в случае такой язвы опасность летального исхода у курящих выше, чем у некурящих.

Кроме того, беременная женщина, которая курит, нередко рождает слабых и нездоровых детей. Установлено, что концентрация никотина, бензопирена, угарного газа и других вредных веществ, попадающих из сигареты в организм беременной женщины, в организме плода становится значительно выше, чем в крови матери, что негативным образом сказывается на развитии и росте ребёнка в будущем.

Последствия курения: сокращение жизни

50 лет назад английский Совет по медицинским исследованиям впервые обосновал в своём научном докладе, что курение может вызвать рак лёгких. Тогда же, в 1951 г., английские медики во главе с Ричардом Долом поставили себе целью сравнить последствия курения для мужчин, у которых привычка была сформирована в разные периоды времени, и определить степень снижения риска, если люди бросают курить в том или ином возрасте.

На это исследование ушло ровно 50 лет – с 1951 по 2001 годы, а участниками стали 34 439 мужчин, родившихся в период между 1900 и 1930 годами.

Как показало это исследование, никотиновая страсть, так или иначе, закончилась смертельным исходом почти для половины всех курильщиков. Четверть умерли в среднем возрасте, от 35 до 69 лет. Непосредственными причинами их смерти стали рак, болезни сердца и инфаркт. Отказ от курения в 60, 50, 40 или 30 лет продлило жизни экс-курильщикам, соответственно, на 3, 6, 9 и 10 лет.

Конечно, несмотря на то, что каждая пачка сигарет напоминает про последствия курения, бросить курить не так просто. Но в любом случае, хорошее начало – половина дела. Чтобы защитить себя от "никотиновой эпидемии" XXI века и сохранить своё здоровье, важно понимать, что табачные компании, пропагандируя положительный имидж курения, намеренно продвигают "смерть", одевая на людей аркан никотиновой зависимости, и наживают капитал на нашем здоровье.

По материалам источников: "The Epoch Times Украина"

Последние новости

Ульяновский невролог Диляра Гимальдинова рассказала о вреде курения электронных сигарет

Тольяттинца будут судить за хранение поддельного табака стоимостью 18 млн рублей

Ученые подсчитали, на сколько минут каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь

Cжечь себя. Врач назвал виды рака, развивающиеся от табака и алкоголя

Какой вред курение наносит здоровью

У саратовцев изъяли контрафактный табак на 40 млн рублей. Дело в суде

Доля незаконного оборота табака в Санкт-Петербурге существенно снизилась

Депутаты намерены полностью запретить продажу вейпов

В Волгограде супругам, торговавшим "левыми" сигаретами, грозит до 6 лет колонии

В Дагестане изъяли немаркированный табак на 92 млн рублей

266 тысяч пачек нелегальных сигарет выявили новосибирские таможенники

В Пензе на нелегальном предприятии изъяли сигареты на 17,8 млн рублей

За сбыт контрафактных сигарет на 18 млн рублей осудят жителя Удмуртии

Шипуновские бизнесмены осуждены за незаконный оборот алкоголя и табака почти на 5 млн

За продажу вейпов детям введут уголовную ответственность – депутат ГД РФ

Тюменский психолог рассказала, как помочь подросткам отказаться от вейпов

Исследование: Отказ от курения полезен в любом возрасте

Врач-нарколог ответил на главный вопрос курильщиков

Мурашко: курение среди 15-летних и старше уменьшилось до 18%

В Госдуме хотят усложнить для студентов доступ к табаку и вейпам

У НАС НЕ КУРЯТ © 2009-2025 ООО "ИННОПРО"
Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС77-36254 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
E-mail: contact@beztabaka.ru