Если подросток как минимум дважды в неделю заходит в магазины, где есть сигареты и табачная реклама, шансы, что он закурит, повышаются в два раза.
Учитывая, что большинство взрослых курильщиков пристрастились к вредной привычке именно в подростковом возрасте, меры по ограничению табачного маркетинга в точках розничных продаж помогут снизить распространенность курения. К таким выводам пришли американские ученые из исследовательско-профилактического центра медицинского университета Стэнфорда (Stanford University School of Medicine).
Кругом реклама табака
Группа ученых под руководством доктора наук Лизы Хенриксен провела несколько опросов (между первым и последним прошло около 30 месяцев) среди учащихся трех средних школ города Трэйси, штат Калифорния, в возрасте от 11 до 14 лет. Ученые интересовались, успел ли подросток попробовать сигарету, как часто он курил, как часто посещал магазины, где есть табачная реклама мелкие киоски, продуктовые магазины, бензоколонки. Учеников разделили на три группы исходя из частоты посещения подобных мест: умеренной (от одного раза в две недели до двух раз в неделю), редкой (менее двух раз в месяц) и высокой (от двух раз в неделю и чаще).
Исследование началось в 2003 году. Из 2110 опрошенных учеников 1681 никогда до этого не курили. Год спустя попробовали сигареты еще 18% детей, большинство из них часто посещали магазины с табачной рекламой. Как минимум одну затяжку сделали 29% в группе "высокой" частоты и лишь 9% в группе "редкой". Последний опрос через 2,5 года после начала исследования показал, что 27% всех учеников попробовали сигареты, из них 34% составили те, кто посещал магазины с табачной рекламой наиболее часто, и лишь 21% те, кто посещал их редко.
Чтобы оценить влияние табачной рекламы на детей, ученые умножили частоту визитов того или иного ученика в ближайшие к школе торговые точки на количество маркетинговых впечатлений плакатов, стоек с сигаретами и функциональных объектов вроде пепельниц и зажигалок. В среднем ученики переживали 325 сигаретных "впечатлений" в неделю от 114 у тех, кто редко посещал подобные магазины, до 633 среди тех, кто заходил туда часто. "Я была поражена этими цифрами, комментирует Хенриксен. Табачную рекламу невозможно пропустить".
Маркетинговые хитрости
Влияние табачной рекламы на подростков с годами не ослабевало. К концу исследования участники "умеренной" группы затянулись хотя бы раз на 19% чаще, чем "редкой". В "высокой" группе эта вероятность была на 42% выше. "Молодые люди чрезвычайно восприимчивы к рекламным сообщениям, говорит доктор медицинских наук Мет Аммерман из Стэнфорда. Табачные компании идут на уловку. Что люди обычно покупают в магазинах? Сигареты, но также стиральный порошок, еду, корм для кошки, словом, обычные вещи. Оттого покупка сигарет выглядит естественной и нормальной, а табачная реклама не раздражает".
"Представители табачной индустрии уверяют, что реклама призвана заставить курильщика сменить бренд. Однако наше исследование показывает, что она заставляет закурить подростка", говорит Хенриксен, которая изучает табачный маркетинг уже более 10 лет.
Результаты этого исследования, возможно, потребуют ввести дополнительные меры по ограничению табачной рекламы. Так, совсем недавно, 22 июня, в США вступил в силу закон, запрещающий табачным компаниям использовать применительно к сигаретам эпитеты "легкий", "низкий" и "мягкий" на пачках в рекламе.
Если в 1997 году в США курили 36,4% подростков, то в 2003 году их стало 21,9%, в 2009 году 19,5%. "Спад подросткового курения начал замедляться, и число курящих детей не будет и дальше снижаться без дополнительных мер по регулированию табачного маркетинга", говорит Хенриксен. Следует отметить, что львиная доля (около 90%) общего маркетингового бюджета табачных компаний приходится непосредственно на точки продаж.
Результаты исследования американских ученых опубликованы в журнале Pediatrics.
Курящая Россия
В России ситуация с подростковым курением обстоит гораздо хуже, чем в США. По распространенности табакокурения среди подростков наша страна находится на 4-м месте в мире.
Согласно данным Минздрава, у нас курят 65% мужчин и до 30% женщин, из них 80% мужчин и 50% женщин начали курить в подростковом возрасте. Хотя в нашей стране и действует законодательный запрет на продажу сигарет несовершеннолетним, он зачастую нарушается. Специалисты связывают это с тем, что 75% общего объема сигарет в России реализуется через мелкие точки киоски и павильоны. В настоящее время в Госдуме готовится законопроект, запрещающий торговлю табачными изделиями в подобных местах. Он призван улучшить контроль за продажей сигарет подросткам.
По материалам источников: Advertology.Ru
Последние новости
● Полицейские изъяли нелегального табака на миллион рублей в Челябинской области
● Затянулся сигаретой – подписал приговор: как курение убивает тише, но быстрее
● На складе в Бузулуке обнаружили нелегальный табак на 30 миллионов рублей
● Более 7000 пачек поддельного табака изъяли в Казани
● Миллионы по всему миру: курение вышло на первое место среди причин смертей мужчин
● В Беларуси разработали программу на основе ИИ для желающих бросить курить
● В Госдуме хотят полностью запретить продажу вейпов
● В Краснодарском крае изъяли контрафактный табак на миллиард рублей
● "Целое поколение становится зависимым": в ВОЗ оценили ситуацию с вейпами в России
● В Ефремове супружеская пара пойдет под суд за нелегальный сбыт табака
● Пензячка хотела продать в Мокшане крупную партию безакцизного табака
● Пермяк будет осужден за торговлю контрафактным табаком
● В Ивановской области оперативники ликвидировали подпольный цех по переработке и фасовке табака
● Курильщиков в РФ могут обязать платить за лечение болезней, вызванных табаком
● Полицейские в Кабардино-Балкарии изъяли крупную партию нелегального табака
● Туляков оштрафовали на 750 тысяч рублей за продажу немаркированных сигарет
● В Башкирии завершилась Неделя отказа от зависимостей
● Неделя отказа от зависимостей
● Врач из Коми описала последствия для сердца и легких после курения электронных сигарет