Мы продолжаем публикацию материалов слушаний Общественной Палаты Российской Федерации: "Влияние женского курения на демографическую ситуацию в России". Предлагаем вашему вниманию выступление сопредседателя Российской Антитабачной коалиции, эксперта ВОЗ Д. А. Халтуриной.
Как представитель общественности я могу сильно не придерживаться дипломатической линии и говорить правду. Правда заключается в том, что в сложившейся сложнейшей ситуации необходимо во-первых поблагодарить тех деятелей Общественной Палаты, которые берут на себя мужество выступать в защиту населения от курения, поскольку в данном случае они обретают тяжелейшего врага – транснациональную табачную индустрию. Видя то, что происходит с нашим гражданским обществом, государством, со сферой регулирования табака, со сферой освещения этой проблематики я могу сказать, что транснациональная табачная индустрия оказывает на Россию тяжелейшее давление. Она действительно потеряли связь с реальностью и пытается продавить через Россию такие схемы, которые повредят не только российскому здравоохранению, но и другим странам, об этом здесь сегодня будет говориться. На самом деле оказывать поддержку антитабачной борьбе для общественных деятелей, для Николая Федоровича – это в высокой степени риск.
Что хочет от России транснациональная табачная индустрия? Уровень курения мужчин в России практически предельный. Сейчас просачивается информация, что он составляет не 63%, а все 70, что является наивысшим показателем в мире. Что такое курение? Согласно российским исследованиям, это в среднем минус 10 лет жизни. Сейчас единственный потенциал для роста, который имеет табачная индустрия – это женщины. Поэтому мы и предложили Общественной Палате провести слушания, которые фокусируются именно на женском курении, потому что это именно тот ресурс, за который необходимо биться. Если в советские годы распространенность курения среди женщин была около 7%, то сейчас она у нас около 19%. Среди девочек-подростков в возрасте 15-16 лет она около 30% – это ежедневные курильщицы, и 2/3 имеют опыт курения. С возрастом распространенность курения увеличивается. Таким образом, по прогнозу в России будут курить до 40% женщин, и, если мы ничего не предпримем, они потеряют те самые 10 лет жизни.
Мы видим, как происходит рост курения в селах и городах. Под особым ударом оказываются образованные женщины – офисные работницы, жительницы мегаполисов, более молодые, более активные. Почему так происходит? Причина, в общем, достаточно проста. Дело в том, что табачная индустрия специально разработала рекламные кампании, нацеленные на гламуризацию курения, привлечение к нему женщин. Посмотрите на эту рекламу – это реклама сигарет, а не каких-то парфюмерных изделий. Чтобы стать такой, как на этой рекламе, необходимо только начать курить. Причем табачная индустрия не останавливается ни перед чем. Например, в 2002 году на Украине была размещена табачная реклама, на которой демонстрировались женщины на ранних стадиях беременности. Если мы сейчас не поставим заслон транснациональной табачной индустрии, то увидим это и у нас.
Дети тоже не остаются без внимания. Хорошо известна скандальная реклама сигарет "Кисс", основным брендом которой стала запрещенная ФАС реклама с девочкой, лижущей мороженное. Посмотрите на этот образец рекламы с целующимися подростками на скейтбордах – непонятно даже, на кого она больше рассчитана – на мальчиков или на девочек.
Ключевой момент – это, наверное, упаковка табачных изделий. В этой области у нас, несмотря ни на что, достаточно слабое законодательство. Тот технический регламент, который вскоре вступит в силу, не решает проблемы в должной степени. Сейчас у нас упаковки сигарет выглядят достаточно гламурно. Именно поэтому женщины, читающие гламурные журналы, курят. Хотела бы еще привести примеры маркетинговой стратегии табачных компаний. Вот, например, зажигалка с символикой сигарет "Кент", которую также можно использовать как зеркальце. Вещь чисто женская. В пафосных ресторанах Москвы раздают такие вот спички с рекламой сигарет "Вог Эфемер". Хотя упаковка похожа на тюбик губной помады – это не помада, а спички. Для продвинутых молодых людей и девушек предлагаются компьютерные флешки, которые можно получить за 10 пачек сигарет "Кент". Таким образом сейчас необходимо предпринять ряд мер, которые бы остановили катастрофическое сползание наших женщин, в особенности молодых девушек, к курению. Какие же это меры и что можно предпринять?
Прежде всего, если мы говорим об упаковке сигарет, то необходимо ввести графические предупреждения о вреде табака. Вот, например, реальное графическое изображение, ориентированное на женщин, которое применяется в Бразилии. Оно предупреждает, что в случае курения при беременности, велика возможность выкидыша. Все это, конечно, жестко, но, в то же время, наши женщины реально не предупреждены о тех ужасающих последствиях, которые курение способно им принести – прежде всего, в репродуктивной сфере. Мы знаем, что курение наносит колоссальный удар по организму, приводя к сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, проблемам с функционированием легких, ряду других нарушений – но особенно хотелось бы остановиться на его воздействии на репродуктивную систему. По интегральному показателю фертильность курящих женщин приблизительно на 30% ниже, чем у некурящих. Курение является фактором бесплодия, фактором самопроизвольного прерывания беременности, фактором рождения младенцев с пониженным весом, более плохими показателями здоровья, на самом деле даже со сниженным интеллектом. Пассивное курение является фактором синдрома преждевременной смерти младенца, различных респираторных заболеваний.
В каком же состоянии у нас находится антитабачная политика? Хотя мы сейчас говорим о женщинах, известно, что наиболее эффективный способ снижения потребления табака во всех группах населения – это повышение акцизов на табачные изделия. При этом на женщин подобное повышение акцизов оказывает значительно более сильное влияние, нежели на мужчин. Это происходит потому, что женщине намного сложнее, чем мужчине, перейти на более дешевые и некрасивые сигареты – не будет же она курить какой-нибудь "Беломорканал". Интересный и парадоксальный результат – на повышение акцизов острее всего реагируют беременные женщины. Почему так происходит – непонятно, но исследования дают именно такой результат. Если мы посмотрим на то, что из себя представляли акцизы на табачную продукцию в России, странах Восточной и Западной Европы в 2008 году, то увидим, что разрыв между нами и зарубежными странами просто колоссальный. Повышение акцизов, которое табачными компаниями и даже Министерством финансов декларируется как огромное, совершенно несопоставимо с тем разрывом, который нам надо преодолеть по сравнению, например, с Румынией. Если бюджет этой страны имеет, в пересчете на наши деньги, по 60 рублей с пачки, то российский бюджет имеет с пачки сигарет с фильтром 5 рублей, с пачки сигарет без фильтра – 3,5 рубля. Важно отметить, что эти деньги могли бы быть потрачены на семейную политику, на здравоохранение, на социальные расходы – то есть на социальное обеспечение мужчин и женщин.
Необходимо добиваться полного запрета на рекламу табака, и, более того, мы обязаны это делать, поскольку подобные действия предусмотрены Рамочной Конвенцией. В течение 5 лет с момента присоединения к Рамочной Конвенции мы обязаны полностью запретить рекламу табака. Прошло уже полтора года, осталось три с половиной. Больше никакой рекламы табака быть не должно. При этом, крайне важно не забыть такие формы табачной рекламы, как маркетинговые ходы: распространение призов, почтовую рассылку, и, кроме того, спонсорство табачных компаний. Дело в том, что через спонсорство табачные компании достигают очень хороших результатов – иногда они улучшают свой имидж, если они, например, спонсируют какие-то культурные мероприятия. Иногда это просто форма коррумпирования СМИ, чиновников и общественных сил, когда, например, фонд какого-либо влиятельного политического деятеля получает финансирование от транснациональных табачных компаний. Поэтому спонсорство точно так же должно быть запрещено.
В нашей стране женщины и дети это все-таки в первую очередь жертвы пассивного курения, потому что курят они меньше мужчин и чаще всего становятся жертвами пассивного курения необоснованно. Ведь что такое пассивное курение? Мы достаточно хорошо знаем об этом, и его вред серьезен. Пассивное курение точно так же вызывает сердечно-сосудистые заболевания и рак легких, а особенно опасно оно для детей.
Действительно необходимо внести изменения в регламент на табачную продукцию, потому что в том виде, в котором он существует сейчас, он никого не устраивает. Там есть несколько нарушений. В первую очередь он разрабатывался с участием табачной индустрии – в этой работе принимал участие "Табакпром", а продвигал в дальнейшем Общественный совет по развитию табачной промышленности – есть у нас в России и такой – он объединяет "Филипп Моррис" и "Джапэн Тобакко". В процессе рассмотрения этого законопроекта Россия ратифицировала Рамочную Конвенцию, и подобная деятельность стала незаконной. Таким образом, регламент принят в нарушение Конвенции. В техническом регламенте легализуются надписи на сигаретах "легкие", "мягкие", "с пониженным содержанием смол". Эти надписи вводят потребителей в заблуждение, так как заставляют людей думать, что такие сигареты менее вредны и не бросать курить. Кроме того, это – форма популяризации сигарет, потому что кто у нас курит легкий и мягкий табак? Правильно – женщины. В техническом регламенте сформулирована возможность размещения на пачках профилактических изображений – хотя это должна быть не возможность, а обязанность. Сделано это, однако, таким образом, что этих картинок точно не будет. Дело в том, что техническим регламентом предусмотрено равномерное расположение предупреждающей надписи по всей поверхности предупреждения – а это означает то, что надпись будет закрывать собой все предупреждающее изображение. Так что, если даже и будет какая-то картинка, то надпись должна располагаться сверху. И, наконец, технический регламент написан таким образом, что предупредительная картинка должна печататься на пачке сзади. Таким образом, на лицевой стороне, на которую мы и смотрим при покупке, по-прежнему будут одни стразы да цветочки. Это нам не очень интересно, есть гораздо более прогрессивные образцы законодательства.
Хотела бы еще раз поблагодарить Общественную Палату, Елену Леонидовну за ее предложение создать рабочую группу. Мне кажется, что, если мы все не объединимся и не начнем систематически отслеживать то, чем занимается табачная индустрия, какие меры предпринимаются, что мы можем сделать для того, чтобы помочь здоровым силам государства и общества, что может сделать общественность, в том числе медицинская, то мы не пробьем эту стену. Табачная индустрия в России зарабатывает порядка 10 миллиардов и нам необходимы огромные усилия для того, чтобы спасти наше население, наших женщин и мужчин от врага с такими возможностями.
По материалам источников: beztabaka.ru
Последние новости
● Нелегальные вейпы в Хакасию везли под видом мягких игрушек и бытовой электроники
● В Тутаеве выявили крупную партию контрафактного
● 2,8 тысяч табачной продукции изъял Роспотребнадзор из продажи в Тульской области
● В Челябинской области задержали мужчину с крупной партией контрафактных сигарет
● В Бурятии запретили продажу подросткам бестабачной курительной продукции
● В Дагестане изъята крупная партия немаркированной табачной продукции
● Двоих брянцев осудили за продажу контрафактного табака
● Курганца осудят за причастность к нелегальной торговле табаком
● Алкоголь и табак скоро можно будет купить без паспорта
● Россиянка получила срок за попытку ввезти табак через аэропорт Казани
● В Зауралье в магазине нашли около 2000 немаркированных пачек сигарет
● Правительство РФ одобрило идею лицензирования розничной торговли табаком
● Самый опасный вид курения назвали эксперты
● Минздрав представил статистику причин смерти россиян в 2024 году
● В Тагиле и Североуральске перекрыли кислород нелегальным табачным онлайн-магазинам
● Зумеры стали жаловаться на "вечную болезнь"
● Крупная партия контрафактного табака изъята в Сургуте при поддержке Росгвардии
● Врач Холдин назвал конкретные цифры сокращения жизни от курения и алкоголя
● Предприниматель из Кузбасса хранил контрафактный табак на 12 млн рублей
● В Ивановской области осудили управляющего магазином за продажу немаркированного алкоголя и табака