24 октября 2017 Концепцией по курению Экономист Дмитрий Янин о перспективах нового документа, подготовленного Минздравом
Табак единственный легальный товар на рынке, использование которого в соответствии с указанием изготовителя убивает потребителя. Табачный дым содержит более 250 вредных веществ и 70 доказанных канцерогенов. Экономические потери от распространения курения связаны с преждевременной смертностью курильщиков, потерей ими трудоспособности, затратами семьи и общества на лечение заболеваний, возникших в результате курения. Россия одна из немногих стран, которая в начале 2000-х годов стала жертвой маркетинговых интервенций иностранных табачных компаний, страна, где уровень женского курения вырос в два раза по сравнению с началом 1990-х и достиг к 2010 году почти 38%.
Новая антитабачная стратегия, разработанная Министерством здравоохранения на 2017–2022 годы, ставит цель снизить распространенность курения в нашей стране. Документ продолжает закреплять в законодательстве те меры, которые были успешно апробированы в ведущих странах мира и привели к снижению этого показателя до 14–17%. Ключевые меры подразумевают прежде всего повышение налоговой нагрузки на производителей сигарет (это всего четыре иностранные табачные компании и одна российская, на долю которых приходится около 98% рынка). Речь идет также и об изменении дизайна пачек, чтобы удалить с рынка так называемые женские и "детские" сигареты, расфасованные в пачки, визуально привлекательные для молодежи и подростков.
Также документ предусматривает запрет на благотворительность табачных компаний, чьи доходы связаны с продажей социально опасного товара, ограничение оборота (включая запрет на продажу детям) и использования в общественных местах (школах, университетах, офисных помещениях, кафе, ресторанах) электронных систем доставки никотина, а также систем, которые лукаво не называются сигаретами, хотя на самом деле содержат табак.
У меня нет никаких сомнений в компетенции тех, кто разрабатывал документ, так как у ведомства уже есть история успеха в области борьбы с табаком. Присоединившись к Конвенции ВОЗ по борьбе против табака в 2008 году, в 2013-м наша страна реализовала ключевые положения документа. Именно Минздрав, опираясь на поддержку граждан, обеспечил создание бездымной среды в общественных местах, добился запрета рекламы и открытой выкладки сигарет, табачных киосков, что обеспечило снижение распространенности курения с пиковых 40% до 30,9% к 2016 году. Все те меры, которые критиковали табачные компании и их лоббисты в 2010–2012 годах, в конечном итоге доказали свою эффективность и уменьшили популярность курения в обществе. Однако, несмотря на снижение распространенности курения в РФ за последние четыре года, она всё еще в 1,7 раза выше среднемировой. Именно с этим фактом и связано намерение подготовить новую, не менее эффективную, антитабачную стратегию на следующие пять лет.
Очевидно, что табачные компании не смотрят спокойно на падение рынка в нашей стране, уже сократившегося за последние три года на 100 млрд пачек, и предпринимают шаги по удалению из документа его ключевых положений, прежде всего тех, которые не позволяют сохранять высокую ценовую доступность табачных изделий для молодежи.
В развитых странах государство, которое не может одномоментно запретить продавать сигареты, стремится сделать эту продукцию более дорогой, повышая акцизы для табачных компаний. Там с каждой пачки сигарет в бюджет в виде акциза и НДС поступает не менее 85% от ее цены. В России этот показатель ниже, а значит, меньше и цена пачки сигарет, которая в среднем составляет 67–70 рублей.
Минимальный налог на пачку сигарет в небогатых странах ЕС (Румыния, Болгария, Латвия) составляет почти €2, что отсекает от такой продукции подростковую аудиторию. В стратегии Минздрава предусмотрено, что Россия должна увеличить налоги на табачные компании для того, чтобы сделать их деятельность менее прибыльной. Нельзя позволять табачным компаниям платить в российский бюджет налогов с пачки сигарет в 4–10 раз меньше, чем они платят в западных странах. К сожалению, пока в вопросе ценовой доступности сигарет детям побеждает табачное лобби: об этом свидетельствуют одобренные в августе поправки в Налоговый кодекс, которые замораживают ставки акциза на сигареты в РФ в первом полугодии 2018 года. Все последние годы наша страна ежегодно увеличивала налоговую нагрузку на табачные компании, а в январе 2018-го этого не произойдет.
Стратегия предусматривает и еще одну меру: дизайн (включая размер, цвет, форму, шрифты) сигаретной пачки строго регламентируется государством. Впервые это было использовано в Австралии в 2012 году, затем и другие страны (Великобритания, Франция, Ирландия, Венгрия, Норвегия, Новая Зеландия), убедившись, что обезличенная упаковка снижает привлекательность сигарет и более эффективно информирует курильщиков о последствиях потребления табака, одобрили соответствующие законы. Изменение требований к упаковке табачных изделий потребует взаимодействия РФ со странами ЕАЭС.
Обеспечение защиты здоровья граждан невозможно без принятия государством мер, которые поэтапно будут снижать спрос на табак, а в конечном итоге должны привести к выводу данной продукции из свободной продажи. Табак, который убивает своего потребителя, не может свободно продаваться, но это задача уже следующего этапа.
Автор председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Источник: МИЦ "Известия" [ Обсудить на форуме ]
|